МУЗЕЙНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
«ИСТОРИЯ ТАНКА Т-34»
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы
141052 Московская область, городской округ Мытищи, деревня Шолохово, дом 89А
Обратная связь Купить билет
Главная / Программы / ЗАВОДСКАЯ СТЕНГАЗЕТА КАК ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ

ЗАВОДСКАЯ СТЕНГАЗЕТА КАК ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ

Великая Отечественная война (1941 – 1945) – тяжелейшее испытание для нашей страны и народа в ХХ веке. Победа над «коричневой чумой» далась ценой неимоверных усилий – и на фронте, и в тылу, граждан всех возрастов, профессий, мировоззрений и увлечений. Разумеется, на переднем плане была боеготовность Красной Армии, оснащение фронтов в необходимом объёме боеприпасами, горюче-смазочными материалами, обмундированием, снаряжением, всевозможными запчастями, продовольствием. Всё это армии обеспечивал тыл, где на смену ушедшим на фронт мужчинам на рабочие места вышли женщины, ветераны, подростки.

В качестве мощного средства духовной и нравственной поддержки тружеников тыла выступили средства искусства и культуры. В тыловых районах Советского Союза работали театры и кинотеатры,  музеи, выставочные и концертные залы. События Великой Отечественной войны нашли ярчайшее отражение в изобразительном искусстве. Огромный общественный резонанс вызывали плакаты и юмористические зарисовки по актуальным событиям на фронтах и в тылу, публикуемые в газетах, журналах.

К самоотверженной борьбе с захватчиками призывали не только центральные – общесоюзные, республиканские и региональные – издания. На всех фронтах Великой Отечественной войны, в войсковых частях и соединениях издавались свои газеты, плакаты, тематические листовки, боевые листки. Это позволяло не только воодушевлять солдат и офицеров, но и скорейшим образом распространять передовой боевой опыт. И в тылу – на предприятиях, в организациях – старались организовать выпуск малотиражных, как их тогда называли, газет, плакатов, листовок. Условия, конечно же, у каждого предприятия были разные, использовались самые разнообразные формы наглядной агитации. Главное заключалось в другом: по своему содержанию издания эти были максимально приближены к повседневной деятельности трудового коллектива и поэтому данные публикации вызывали наибольший отклик, становились предметом живого обсуждения во время обеденных перерывов, по пути домой или на работу.

Не стал исключением и коллектив завода № 183. Традиции острой и актуальной «малой прессы» были сформированы ещё в 1930-х годах, когда предприятие находилось в Харькове. В начале Великой Отечественной войны завод эвакуировали на Урал. В Нижнем Тагиле – на базе «Уралвагонзавода» – создали главный танкоград по производству танков Т-34: с 1941 года по 1 июня 1945 года завод во взаимодействии с предприятиями-смежниками изготовил 35985 «Тридцатьчетвёрок». Здесь конструкция легендарной машины получила своё дальнейшее развитие: появились модели Т-34 выпуска 1942 и 1943 годов, с начала 1944 года начался выпуск танка Т-34-85, а затем появился и новый средний танк Т-44. Повседневная жизнь трудового коллектива активно отражалась средствами наглядной пропаганды. Стенгазеты и боевые листки выпускались в каждом цеху. Важно подчеркнуть, что специальных редакций в структурных подразделениях завода не было. Рабочие, мастера, инженеры, технологи по велению собственных сердец собирались после работы и выпускали боевые листки, стенгазеты, технические листовки.