Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34»
Выбрать язык сайта

Экспозиция первого этажа


Веками люди искали эффективное средство для наступления и обороны во время военных действий. Рыцарь в латах и шлеме – древнейший предок танкиста. Дальше поиски шли по трем направлениям: броня, двигатель, гусеничный движитель.

Тема «Предки танка» открывает экспозицию первого этажа.


Представлены:
– ассирийская боевая повозка;
– боевые слоны;
– колёсные корабли древнерусского князя Олега;
– шотландская боевая повозка;
– танки Леонардо да Винчи;
– «Гуляй-город» Хольшуэра.

.

.

.

Тема «Предшественники танка».


Представлены:
– трактор Бурелла с паровым двигателем;
– паровой бронированный автомобиль Джеймса Коуэна;
– первый высокоскоростной двигатель внутреннего сгорания Готлиба Вильгельма Даймлера и Вильгельма Майбаха;
– проект гусеничного парового трактора Стефана Маевского (Россия, 1876).

.


Лишь к концу XIX века с бурным развитием промышленности танк стал реальностью.

.

Тема «Первые танки».

.

.

.

.

.

.


Представлены:
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
– Mk-1 – первый опытный танк (1915);
– «Большой Вили» – прототип танков Mk-1.
ГЕРМАНИЯ
– первый германский танк A-7-V (1918);
– сверхтяжелый танк «K» (1918).
РОССИЯ
– «Вездеход» Александра Пороховщикова (1915);
– колёсный танк Николая Лебеденко (1917);
– проект первого в мире сверхтяжелого танка Василия Менделеева.
США
– опытный танк «Газ-Электрик» (1918);
– опытный танк «Форд» (1918).
ФРАНЦИЯ
– первый французский танк «Шнейдер» (1916);
– лёгкий танк «Рено» (1917).

.


Впервые танки в боевых действиях применили войска Великобритании во время Первой мировой войны. Произошло это в сентябре 1916 года в сражении на реке Сомме (Франция). Своим появлением на поле боя 32 машины модели Мk-1 повергли немецких солдат в панику. Потери англичан в живой силе были в этот день в 20 раз меньше обычных!
Mk-1 обслуживал экипаж в 9 человек. При массе в 26 тонн танк обладал легким бронированием. Передвигался он со скоростью пешехода – 6 км в час.

.

Тема «Первые советские танки».

.


«Борец за свободу товарищ Ленин» и 14 таких же машин, а также танки типа МС-1 («Малый сопровождения», этот танк также обозначали как Т-18) были основными боевыми машинами в 1920-х годах.
Представлены:
– краткая справка об изготовлении первого советского танка;
– сведения о выпуске танков в 1920 – 1929 годах;
– атрибутика танкистов тех времен.

.

.

Тема «Становление харьковского танкового КБ».


В СССР с ростом индустриализации в конце 1920-х годов на Ленинградском заводе «Большевик» и Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна (в дальнейшем – завод № 183) началась работа над новыми проектами танков.


В Харькове конструкторская группа И.Н. Алексенко создала средний гусеничный танк Т-24. Инженер С.М. Махонин представил образец Т-24 командованию Рабоче-Крестьянской Красной Армии (далее – РККА) в Москве.
Представлены:
– информация о конструкторской группе И.Н. Алексенко;
– первый отечественный гусеничный трактор «Коммунар»;
– средний танк Т-12;
– средний танк T-24.

.

.

.

.

.

.

Тема «Быстроходные танки БТ».


Высшее руководство РККА всерьез рассматривало производство в СССР легких колесно-гусеничных танков, способных передвигаться и на колесном, и на гусеничном ходу. В США были закуплены два шасси танка конструкции Уолтера Кристи «М.1940.Кристи» Один экземпляр отправили на ХПЗ. Начальник конструкторской группы И.Н. Алексенко, уверенный, что изготовлять необходимо не легкие, а более мощные средние танки, уволился с завода.

.


В 1931 году на базе шасси танка Кристи под руководством военного инженера Н.М.Тоскина создан легкий колесно-гусеничный танк БТ-2.

.

.

.


В декабре 1931 года начальником КБ стал А.О. Фирсов. Под его руководством созданы легкие колесно-гусеничные танки БТ-5 и БТ-7. С ним молодые конструкторы прошли огромную техническую школу и получили уникальный опыт работы.
В 1936 году А.О. Фирсов, обвиненный во вредительстве из-за неполадок в коробках передач танков БТ-7, был отстранен от руководства, в 1937 году – арестован.
В музее представлены рассказ о А.О. Фирсове, его рабочие документы и личные вещи.

.

.

.

.

.

.

.

.

Тема «Танки БТ в войсках».


Танкисты полюбили лёгкие быстроходные танки, ласково называли их «Бетушками». В сравнении с другими танками, БТ были значительно маневреннее, но именно поэтому водить их было труднее.

.

.


Главный испытатель танков Е.А. Кульчицкий, не жалея сил и таланта, учил танкистов тонкостям управления боевой машиной. В его руках танк БТ становился «летающей крепостью».

.

.


Ас вождения танков А.М. Парчинский стал главным разработчиком методики и организации вождения для массовой подготовки водителей танков БТ.

.

.

.

.

.


Ряд усовершенствований в конструкцию танков внесли сами танкисты. Среди них – воентехник 2-го ранга Н.Ф. Цыганов (танк БТ-5-ИС) и адъюнкт Академии механизации и моторизации РККА А.Я.Дик (танк БТ-20).

.

.


Танки серии БТ послужили основой для отработки многочисленных новинок в области танкостроения, позволили экспериментально проверить ряд оригинальных предложений конструкторов.
Представлены:
– рассказ об эксплуатации танков БТ;
– легендарный прыжок Е.А. Кульчицккого на танке БТ-7;
– легкий колесно-гусеничный танк БТ-5-ИС и чертеж танка БТ-2-ИС;
– видеосюжет «Танки БТ в кинохронике» (танки БТ-2, БТ-5, БТ-7);
– масштабная модель танка БТ-7.

.

Тема «Руководитель харьковского танкового КБ».


В декабре 1936 года начальником КБ назначен М.И. Кошкин – человек с большим опытом организационной работы. После окончания Ленинградского машиностроительного института в 1934 – 1936 годах Кошкин работал в Ленинграде на заводе № 185 (инженер-конструктор, заместитель начальника конструкторского бюро)и был награжден орденом Красной Звезды «за выполнение задания по спец. производству»: участие в разработке опытного танка Т-29.
Быстро разобравшись в сложной производственной ситуации, Кошкин поставил задачу: сохранив сотрудников и не оставляя работ по улучшению конструкции танков, выпускаемых серийно, создать танк нового поколения: «Работать не вдогонку, а на обгон! В конструировании использовать не аналог, а тенденцию. Внедрить такой новый танк, который был бы длительное время перспективным и не требовал существенных изменений».

.


Под руководством М.И. Кошкина в конце 1930-х годов созданы опытные средние танки А-20 (колесно-гусеничный), А-32 (гусеничный) и на его базе – легендарный Т-34 (гусеничный, с дизель-мотором В-2).

.

.

.

.

.

.

.


В апреле 1939 года М.И. Кошкин назначен главным конструктором завода № 183.

.


19 декабря 1939 года Комитет обороны СССР принял на вооружение РККА танк Т-34, изготовленный заводом № 183.

.

.

.

.

.


Победа и беда. 12 марта 1940 года из Харькова в Москву своим ходом отправляются два танка Т-34. Вместе с опытными водителями-испытателями – главный конструктор М.И. Кошкин. Пройдя тяжелый заснеженный путь, оба танка прибывают в Москву, отлично проходят испытания, а затем также своим ходом возвращаются в Харьков.
31 марта 1940 года танк Т-34 утвержден к серийному производству на заводах Харькова и Сталинграда.
Пробег двух танков Харьков – Москва – Харьков стоил Кошкину жизни: Михаил Ильич сильно простудился в пути, и 26 сентября 1940 года его не стало.

.


После смерти М.И. Кошкина обязанности главного конструктора продолжил выполнять А.А. Морозов, а начальником КБ был назначен Н.А. Кучеренко.

.

.

.

.


Руководители конструкторского бюро М.И. Кошкин, А.А. Морозов, Н.А. Кучеренко в 1942 году удостоены Сталинской премии «за разработку конструкции нового типа среднего танка».

.


Представлены:
– колесно-гусеничные танки Т-29 и БТ-7М;
– опытные танки А-20, А-32, А-34;
– гусеничный трак для танка Т-34, разработанный при М.И. Кошкине;
– водители – испытатели опытных танков;
– уточненная схема и хронология пробега танков А-34 по маршруту Харьков – Москва – Харьков (данные 2010 года);
– «Родословное древо» танка Т-34: от шасси танка У. Кристи через легкие колесно-гусеничные танки БТ к опытным танкам А-20 и А-32 и от них – к среднему танку Т-34;
– документы, чертежи, личные вещи, фотографии.

.

Тема «Душа танка».


Коллектив конструкторского бюро – участники создания и усовершенствования танка Т-34. Двенадцать творческих групп – 133 человека, на протяжении десятилетий бывшие засекреченными! Восстановленные имена, по возможности – фотографии.
В музейной экспозиции – конструкторы Я.И.Баран, А.В.Колесников, А.Я.Митник, А.А.Молоштанов, М.П.Сорока.
Стенд «Душа танка» также позволяет увидеть «Тридцатьчетверку» в разрезе, познакомиться с местами расположения и функциями экипажа боевой машины Т-34-85. Рядом с ним – балансир, диски главного фрикциона, ведущее и направляющее колёса, опорный каток, поршень, гильзы цилиндров и прокладка головки блока цилиндров двигателя В-2-34.

.

Тема «Сердце танка».


Создание первого в мире серийного быстроходного танкового дизеля В-2 явилось огромным достижением отечественного танкостроения. С его появлением начался период массового оснащения отечественных танков дизелями.
Дизель В-2 с самого начала имел настолько высокие основные технические показатели, что это позволило путем последовательной модернизации на протяжении многих десятилетий оснащать им многочисленные образцы бронетанкового вооружения и техники, включая танки Т-72 и Т-90.
Представлены:
– конструкторы – создатели быстроходного танкового дизеля В-2 И.С.Бер, Я.Е.Вихман, И.Я.Трашутин, А.Д.Чаромский, К.Ф.Челпан, Т.П.Чупахин;
– информация о быстроходном танковом дизеле В-2 и современном танковом двигателе;
– продольный разрез быстроходного танкового дизеля В-2;
– диаграмма «Рост выпуска дизель-моторов заводом № 75».
Здесь же – настоящий быстроходный танковый дизель В-2-34 – безотказное «сердце» танка Т-34.

.

Тема «Её величество броня».


Броневая сталь марки МЗ-2 была разработана в 1937 – 1939 годах специалистами Мариупольского завода тяжелого машиностроения для изготовления брони нового типа – гомогенной противоснарядной брони высокой твердости.
Представлены:
– энциклопедическая справка «Броня»;
– историография создания брони высокой твердости в 1930 – 1940-х годах;
– броневые марки стали, применяемые для танка Т-34;
– предприятия, изготовлявшие броню для танков Т-34;
– расход металла для танка Т-34.
Схему броневой защиты танка Т-34 дополняет реальный фрагмент бронирования носовой части «тридцатьчетвёрки», позволяющий наглядно познакомиться с преимуществами конструкции наклонных бортов танка.

.

Тема «Освоение серийного производства».


В марте 1940 года танк Т-34 утвержден для серийного производства на заводе № 183 (Харьков) и Сталинградском тракторном заводе.
Представлена схема внешней кооперации завода № 183 по «Тридцатьчетверке» (1940 год) – 45 предприятий в различных регионах СССР, включая Москву и Ленинград.

.

Тема «Накануне Великой Отечественной войны».

.


Совместная работа главного автобронетанкового управления Рабоче-Крестьянской Красной Армии и народного комиссариата среднего машиностроения в постановке танка Т-34 на серийное производство (завод № 183 в Харькове и Сталинградский тракторный завод).

.


Создание модернизированного варианта «Тридцатьчетверки» – танка Т-34М.

.

.

.

.


К 22 июня 1941 года в СССР в войска были направлены свыше тысячи танков Т-34. Германское командование ничего не знало об этом танке.

.

.

.

.

Тема «Подвиг танкостроителей».


Война! 22 июня 1941 года гитлеровские войска переходят границу СССР и устремляются в глубь страны.
Харьковский завод № 183 и Сталинградский тракторный завод продолжают выпускать танки Т-34.

.


Харьковский завод № 183 готовится к эвакуации. Первый эшелон уходит в середине сентября 1941 года, за ним идут еще 40 эшелонов. Путь – на Урал, в Нижний Тагил, куда на Уралвагонзавод прибывают пять заводов, эвакуированные из европейской части страны.

.

.


Всё для фронта, всё для победы! Начинается то, что позднее назовут чудом: в невероятно тяжёлых условиях жизни и работы, в цехах под открытым небом мужчины, женщины, подростки выпускают первые уральские «Тридцатьчетвёрки». Танки идут на фронт.

.

.

.


Великий ученый-сварщик, академик Е.О. Патон – на Уралвагонзаводе. Его метод автоматической сварки стали позволяет многократно ускорить техпроцесс, а значит увеличить число выпускаемых танков.

.

.

.

.


КБ-520 продолжает работу по модернизации Т-34. По чертежам головного КБ, внося свои дополнения и усовершенствования, ещё на пяти заводах страны, кроме Уралвагонзавода, в круглосуточном режиме работают люди, выпуская танки Т-34. До последнего действует Сталинградский тракторный завод, находясь во вражеском окружении.

.


Вся страна помогает производству «Тридцатьчетверок». На народные деньги создаются танковые колонны.

.


Конец 1943 года. Принят на вооружение средний танк Т-34-85!

.

.

.


Представлены:

.


– руководители нижнетагильского Уральского танкового завода № 183, КБ-520, передовики социалистического соревнования, молодые танкостроители – члены «гвардейских фронтовых бригад»;
– видеосюжет о нижнетагильском Уральском танковом заводе № 183;

.

.

.

.


– персональная выставка конструктора артиллерийского вооружения В.Г. Грабина (серийные танки Т-34 и Т-34-85 в подавляющем большинстве (98,5 %) были оснащены пушками его конструкции – Ф-34 (калибр 76,2 мм) и ЗИС-С-53 (калибр 85 мм);

.

.

.


– персональная выставка Л.И. Калининой, единственной в мире женщины-фронтовички – полковника танковых войск. Фронтовая ремонтная служба Л.И. Калининой – подвижный танковый ремонтный завод, три армейских ремонтно-восстановительных батальона, эвакуационная рота (более тысячи человек!) – вернула в строй свыше трех тысяч поврежденных в боях «Тридцатьчетверок»;

.

.


– модификации танка Т-34 1941, 1942, 1943 годов, танки Т-34-85 образца 1943 и 1944 годов, танк Т-44 (первый вариант);
– уникальный танковый каток конструкции Сталинградского тракторного завода времен Великой Отечественной войны;
– образцы выстрелов для пушек Т-34 и Т-34-85 – 76,2-мм и 85-мм калибра;
– образцы гусеничных траков средних танков – советского Т-34 и немецкого T-IV;
– образцы маскировки танков;
– художественные макеты «Разгрузка первого эшелона», «Сборочный конвейер»;
– видео-презентация «Анатомия танка» – внутреннее устройство танка Т-34.

.

Тема «Лучший в мире средний танк».

.

.

.

.

.

.


Танки Т-34 и Т-34-85 представлены в сравнении по параметрам огневой мощи, защищенности и подвижности с однотипными танками стран – участниц Второй мировой войны:
– Германия: танки Т-III(J), T-III(L), T-IV(D), T-IV(H);
– Великобритания: Мk-I, Мk-II, Мk-VIII;
– США: М3, М4А2.
Представлены также возможности по поражению советским средним танком Т-34-85 германских тяжелых танков T-V «Пантера», T-VI(H) «Тигр I» и T-VI(B) «Тигр II».
Слайд-шоу «Рекорды Т-34» – три десятка достижений «Тридцатьчетвёрки», не превзойденных по сей день!

* * *


Экспозицию первого этажа завершает механический тренажер механика-водителя танка. На этом тренажере каждый желающий может убедиться, сколь непросто управлять боевой машиной.
Рядом с тренажером – образцы обмундирования и экипировки танкистов.
Все материалы © 2017 Музейный комплекс «История танка Т-34»
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
E-mail:
Карта сайтаКарта сайта

Rambler's Top100
Geo Visitors Map eXTReMe Tracker Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100