МУЗЕЙНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
«ИСТОРИЯ ТАНКА Т-34»
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы
141052 Московская область, городской округ Мытищи, деревня Шолохово, дом 89А
Обратная связь Купить билет
Главная / ИНТЕРНЕТ-ВЫСТАВКИ

ИНТЕРНЕТ-ВЫСТАВКИ

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ТАНКА Т-34

 ТРАКИ

Огневая мощь, манёвренность, защищённость – три основных составляющих, предъявленных заказчиком к конструкции новой боевой машины, органично воплотили  конструкторы харьковского завода № 183 в самой легендарной машине Великой Отечественной войны – танке Т-34.

Наш рассказ об огне и броне впереди. Ныне речь пойдёт о манёвренности танка, точнее об одной небольшой по своим размерам «сборочной единице», оказывающей существенное влияние на манёвренные качества боевой машины, – о гусеничном траке.

Манёвренные качества танка – подвижность и проходимость – характеризуются максимальной и средними скоростями, запасом хода по топливу, средним удельным давлением на грунт и способностью преодолевать различные препятствия.

Способность танка преодолевать препятствия обеспечивается, в первую очередь, устройством его ходовой части. Состоит она из гусеничного движителя и подвески.

Гусеничный движитель танка Т-34 состоит из гусеничных лент (их иногда также называют гусеничными цепями), ведущих колёс, опорных катков и направляющих колёс с натяжными устройствами. Все эти элементы, действуя в единой схеме, преобразуют вращательное движение ведущих колёс в поступательное движение танка.

Обе гусеничные ленты машины состоят из отдельных звеньев – траков (англ. – track). Между собой звенья гусеницы  соединяются при помощи стальных пальцев, которые пропускаются через проушины соединённых друг с другом траков и обеспечивают необходимую гибкость гусеницы.

Именно через гусеницы передаётся среднее удельное давление машины на грунт. Выражается среднее удельное давление как отношение массы танка к площади опорных поверхностей обеих гусениц. Чем ниже среднее удельное давление, тем выше проходимость танка.

Трак – звено гусеничной ленты – представляет собой фигурную пластину из стали.

На первый взгляд деталь незначительная. Но именно она стала в своё время «краеугольным камнем» в ходе обсуждение заказчиком и конструкторами типа движителя, который будет установлен на проектируемый танк.

История транспортных средств с гусеничным движителем уходит в далёкое прошлое. Создавались прототипы таких машин и в России, но, как это не парадоксально, в Российской империи проекты эти поддержки не нашли. К созданию и производству гусеничных машин в нашей стране приступили лишь в начале 1920-х годов. И именно трак оказался наиболее «слабым звеном» в конструкции машины. Причин тому было множество, но самой значимой стало общее отставание страны в технике и технологии выплавки качественного металла.

Очевидно, что гусеничный движитель, в сравнении с движителем колёсным, обладает более высокой проходимостью, особенно на пересечённой местности, при преодолении природных и искусственных препятствий. Он также позволяет обеспечить минимальный радиус поворота машины.

Попытка объединить оба варианта движителя существенно усложняла и удорожала конструкцию, одновременно снижая её надёжность. Это прекрасно понимали в 1920-1930-е годы. Но всё упиралось в трак! Устанавливаемые на первых машинах траки обладали низким качеством изготовления и, как следствие, весьма ограниченным ресурсом – всего 200–300 километров. Именно это и влияло на окончательное решение заказчика при выборе движителя – колёсно-гусеничный или гусеничный.

В процессе обсуждения Автобронетанковое управление Рабоче-Крестьянской красной Армии выдвинуло условие: при обеспечении ресурса гусеничного  движителя в 3000 километров вопрос о колёсно-гусеничном движителе будет снят! В конечном итоге данная задача была выполнена.

Отстаивая идею гусеничного движителя, конструкторы попытались внедрить стальной штампованный трак. Судя по ряду документов и воспоминаниям участников испытаний, такие траки были установлены на первых машинах, имеющих индекс «А-34». В докладной записке «О состоянии производства танков «А-34» на заводе № 183 в г. Харькове», направленной 26 декабря 1940 года заместителем народного комиссара внутренних дел Украинской Советской Социалистической Республики начальнику Главного экономического управления Народного комиссариата внутренних дел СССР комиссару государственной безопасности 3-го ранга Б.З. Кобулову читаем:

«… из-за недоброкачественных траков, поставляемых Сталинградским тракторным заводом [и] не обеспечивающих гарантийного километража, принято решение – принимать танки с низким качеством траков…

Следует указать, что на испытываемых госкомиссией танках, гусеницы составлялись из штампованных траков, выдерживающих 3000 километров пробега, однако после запуска в серию, по инициативе завода № 183 и с согласия НКСМ и ГАБТУ РККА, штампованные траки были заменены литыми, которые не проходили испытаний гарантированного километража».

С определённой долей уверенности можно утверждать, что в серийное производство  пошли танки Т-34 с литыми траками.

 

 

ЛИТЫЕ ТРАКИ ПЕРВОГО ВАРИАНТА

   

   

Смотреть крупным планом:   https://cloud.mail.ru/public/8Zyt/GQgAmQ1N2

В музее истории танка Т-34 представлена гусеничная лента из литых траков первого варианта производства Сталинрадского тракторного завода. Такие гусеницы в 1940 году устанавливались на танки Т-34 установочной серии на харьковском заводе № 183 и Сталинрадском тракторном заводе.

Палец состоял из двух частей. Этим объясняется больший размер центрального звена трака – оно «прикрывало» стык пальцев и в связи с этим несло гораздо большую нагрузку.

Для сравнения на фотографии представлены обычный и усиленный безгребневые траки.

 

 

ЛИТЫЕ ТРАКИ ВТОРОГО ТИПА

   

Смотреть крупным планом:  https://cloud.mail.ru/public/EisB/PWxK9bDQs

Литой гребневой трак Т-34 второго типа выпускался с осени 1940 года.

Ширина трака – 550 мм. Траки изготавливали из стали Гадфилда.

Изменился палец: он стал цельным, но  по-прежнему фиксировался с двух сторон шплинтами или особыми клиньями.

Такие траки устанавливали на танки Т-34 производства харьковского завода № 183 и Сталинрадского тракторного завода в 1940–1941 годах.

 

 

ЛИТЫЕ ТРАКИ ТРЕТЬЕГО ТИПА

   

Смотреть крупным планом:   https://cloud.mail.ru/public/5iJG/oqApZWtET

Литые гребневой и безгребневой траки Т-34 третьего типа (ширина – 550 мм, изготавливали из стали Гадфилда) отличались более развитой рабочей поверхностью для улучшения сцепления с грунтом.

Данные траки устанавливали на танки Т-34 производства харьковского завода № 183 и Сталинрадского тракторного завода в 1940–1941 годах.

Представленный в экспозиции музея гребневой трак третьего типа имеет маркировку «8.?.41».

 

 

«ТРАК СО СТРЕЛКОЙ»

   

Смотреть крупным планом:   https://cloud.mail.ru/public/9GTa/Li7xwZWh6

Следующей модификацией стал трак с нанесённой на его поверхности стрелкой. Ширина трака уменьшилась до 500 мм.

Отличительная особенность – «зимний рисунок», улучшающий передвижение по заснеженной территории.

Траки эти применялись на  уральских Т-34 (завод № 183) зимой и весной 1942 года.

   

Смотреть крупным планом:   https://cloud.mail.ru/public/9GTa/Li7xwZWh6

Траки «со стрелкой» с гребнем в гусенице чередовались с безгребневыми траками, которые имели только одно отверстие для крепления дополнительной шпоры (почвозацепа).

 

 

ЗИМНИЕ ТРАКИ С ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЕРЕМЫЧКОЙ

   

Смотреть крупным планом:   https://cloud.mail.ru/public/JgH4/4KujPJh9U

Дальнейшим развитием зимних траков стала горизонтальная перемычка, обеспечивающая дополнительный упор гусеницы на снежной поверхности.

Такие траки устанавливали на танки Т-34 производства завода №183 в Нижнем Тагиле с середины 1942 года до начала 1943 года.

   

   

Смотреть крупным планом:   https://cloud.mail.ru/public/JgH4/4KujPJh9U

Такие же горизонтальные перемычки делали и на траках без гребня.

 

 

ТРАКИ «ВАФЕЛЬНОГО» ТИПА  – ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

   

Смотреть крупным планом:   https://cloud.mail.ru/public/Az7R/tM1Gsj9Qv

Первый вариант гребневого трака «вафельного» типа.  Ширина – 550 мм.

Такие траки в 1942–1943 годах устанавливали на танки производства Сталинградского тракторного завода и завода № 112 «Красное Сормово».

Трак в экспозиции музея имеет маркировку «СЗ 293».

 

 

ТРАКИ «ВАФЕЛЬНОГО» ТИПА  – ВТОРОЙ ВАРИАНТ

   

   

Смотреть крупным планом:   https://cloud.mail.ru/public/Az7R/tM1Gsj9Qv

В траках с гребнем данной модели появились усиления рядом отверстиями для крепления дополнительной шпоры (почвозацепа).

 

 

ТРАКИ «ВАФЕЛЬНОГО» ТИПА  ШИРИНОЙ 500 ММ

   

Смотреть крупным планом:   https://cloud.mail.ru/public/7xcT/Ajowb7XJx

Отверстия для фиксации пальца на этих траках были заглушены. Произошло это в связи с тем, что на бортах танка появились специальные «пальцеотбойники».

Отверстия для крепления дополнительной шпоры (почвозацепа) сместились ближе к ребру трака. Рядом с каждым отверстием появились усиления.

Трак в экспозиции музея имеет маркировку II6-10-42.

 

   

   

Смотреть крупным планом:   https://cloud.mail.ru/public/7xcT/Ajowb7XJx

Следующим шагом совершенствования гребневого трака «вафельного» типа (ширина – 500 мм) стало появление горизонтального усиления во всю длину трака.

Трак в экспозиции музея имеет маркировку «КС».

Данные траки устанавливались на танки Т-34, начиная с 1943 года.

 

 

ГУСЕНИЧНАЯ ЛЕНТА

   

Смотреть крупным планом:   https://cloud.mail.ru/public/Dd7u/8aLmaMPJZ

Гусеничная лента из гребневых и безгребневых траков танка Т-34 шириной 500 мм (фрагмент).

Такие ленты устанавливали на танки Т-34 в 1941–1942 годах.

Траки отличались способом изготовления. Применялись литьё или штамповка.

 

 

«ПОЛОВИНЧАТЫЕ» ТРАКИ

   

   

   

Смотреть крупным планом:   https://cloud.mail.ru/public/BCFC/ddLQNK7K9

В августе 1942 года с конвейера Челябинского Кировского завода сошла первая «Тридцатьчетвёрка».  Выпуск этих танков продолжался до марта 1944 года, когда завод сосредоточился на выпуске тяжелых танков ИС-2.

В ходе выпуска Т-34 на предприятии сложилась неприятная ситуация: несколько десятков  танков оказались неукомплектованными гусеницами. Тогда инженер завода Н. Л. Духов предложил штамповать трак не целиком, а из двух половинок. Для этого вполне хватало мощности пятитонных прессов, которых на ЧКЗ было достаточно.  Так в истории «Тридцатьчетвёрки» появился «половинчатый» трак.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШПОРЫ (ПОЧВОЗАЦЕПЫ)

   

Смотреть крупным планом:   https://cloud.mail.ru/public/6hq6/Yg2s1tvih

Для улучшения сцепления с грунтом опорная поверхность траков выполнена ребристой. В случаях, когда возможности траков недостаточны, применяются дополнительные шпоры (почвозацепы). Данные устройства крепятся на безгребневые траки двум вариантами. Шпоры, оборудованные специальными «захватами», прикрепляются к траку одним болтом. Шпоры без подобных устройств крепятся к траку двумя болтами.

Применение дополнительных шпор существенно увеличивает подвижность танка на сложной местности.